Спецкурс | Ода для Коммода | ||
Основная информация | |||
№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Третий Путь | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Маша Ашуркова, Слава Лепетиков и Глеб Смирнов | |
5 | Стажёры | ||
6 | Время проведения | Вторник 18:55 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Расширить представление слушателей об истории Римского государства I в. до н.э. - II в. н.э. | |
8 | Задачи курса | 1. Дать школьникам более полное, чем в школьном курсе,
представление об истории Рима; 2. Сформировать у аудитории не только информационную базу, но и способность видеть причинно-следственные и пространственно-временные связи между фактами и событиями; 3. Развить умение формулировать и аргументировать собственное мнение по историческим вопросам. |
|
9 | Особенности курса | Курс концентрируется на событиях трех столетий из истории Римского государства | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | В начале занятия проходит мини-контрольная по теме предыдущей лекции. Лекционная часть занятия с обсуждением материала и возникающих вопросов по ходу лекции. При этом лекции по социально-политической истории дополняются сюжетами из истории развития города, искусства и быта. Семинары предполагают обсуждение предварительно прочитанных школьниками текстов по темам предыдущих лекций. | |
11 | Целевая аудитория | Курс предназначен для школьников с любым уровнем подготовки, интересующихся историей. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по истории Римского государства I века до н.э. - II века н.э. | |
13 | Количество слушателей | от 20 до 30 человек | |
14 | Отбор | В случае большого количества желающих будет проведён отбор по первому домашнему заданию | |
15 | Формы
контроля и система отчётности |
Экзамен - 35% Мини-контрольные - 30% Работа на семинарах - 20% Домашние задания - 15% В случае невозможности присутствовать на семинарах по уважительной причине, баллы за семинар можно набрать, выполнив дополнительное задание на тему семинара |
|
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Офлайн Если вдруг нужно будет перейти на онлайн, будем использовать Zoom или Google-meet в зависимости от их доступности на территории РФ |
|
20 | Дополнительная информация о курсе | ||
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Вторник) | Тематический блок | План занятия |
1 | 01.10.2024 | Римская республика | Предыстория. Римская
республика в конце II века до н.э. Социальная стратификация. Система
государственного управления. Военное устройство. Успехии экспансии III-II
веков. Реформы Гракхов. Внешнеполитический контекст. Римское искусство: виллы, скульптуры, монеты. |
2 | 08.10.2024 | Римская республика | Первая четверть I века до н.э.. Военные реформы Гая Мария. Союзническая война.
Противостояние Марианцев и Суллы. Первый бессрочный диктатор. Проскрипции и
другие инструменты силовой политической борьбы. Риторика: искусство на службе политики. Устройство жизни простого римлянина. |
3 | 15.10.2024 | Римская республика | 70-50-е годы I века до н.э. Сулланский режим и конституционная борьба. Восстание
Спартака. Войны с Понтом и Арменией. Присоединение Иудеи и другие завоевания.
Первый триумвират. Римская эллинистическая поэзия. Лукреций и Катулл. |
4 | 22.10.2024 | Римская республика. Провинции | Галлия. Постоянный
беспокойный сосед. Цизальпинская и Трансальпинская Галлия. Кампания
Цезаря. Падение республики. Гражданская война Цезаря и Помпея. Диктатура Цезаря и его убийство. |
5 | 29.10.2024 | Римская империя | Август.
Второй триумвират и его распад. Гражданская война Августа и Марка Антония с
Клеопатрой. Принципат. Новый конституционный порядок. Военная реформа.
Реорганизация провинциального управления. Витрувий и "золотой век" римской архитектуры. Классический классицизм. |
6 | 05.11.2024 | Римская империя | Тиберий.
Первый имперский транзит. Удаление и паранойя. Правление Луция Сеяна. Калигула: амнистия,
сумашествие, убийство. Классический период в литературе. Вергилий. Гораций. Одическая поэзия. |
7 | 12.11.2024 | Римская империя | Клавдий. Реогранизация управления. Инфраструктурные проекты. Новые векторы завоеваний. Нерон. Культурное развитие. Великий пожар. Распространение христианства. Первые преследования христиан. |
8 | 19.11.2024 | Семинар | Особенности работы с античными источниками. "Сравнительные жизнеописания" Плутарха. "Жизнь двенадцати Цезарей" Светония. "Анналы" Тацита. |
9 | 26.11.2024 | Римская империя | "Год четырёх императоров". Веспасиан. Налоговая реформа. Реорганизация армии. Расширение Латинского права. Изменение взаимодействия с провинциями. |
10 | 03.12.2024 | Семинар | Римское право и правосудие. "В защиту публия Квинция", "В защиту Тита Анния Милона" Цицерона с комментариями Квинта Педиана. |
11 | 10.12.2024 | Резерв | Резерв |
12 | 17.12.2024 | Экзамен | Экзамен |
13 | 24.12.2024 | Чаепитие | Чаепитие. Пересдача |
31.12.2024 | |||
07.01.2025 | |||
14.01.2025 | |||
21.01.2025 | |||
14 | 28.01.2025 | Семинар | Этика и религия. "Метаморфозы" Овидия. Школьники самостоятельно выбирают два сюжета из глав об устройстве мира и мифологии и готовят к семинару краткое описание прочитанных стихов. |
15 | 04.02.2025 | Римская империя | Тит.
Завершение проектов Веспасиана. "Хороший" брат. Домициан. Переосмысление
позиции Принцепса. Противосточние с Сенатом и убийство. Индустрия развлечений как фактор инфраструктурного развития. Амфитеатр Флавиев. |
16 | 11.02.2025 | Провинции | Иудея. Эллинистическое прошлое и самобытная религия. Самоуправление и протекторат. Особенности управления эллинистической провинцией. Родина будущей имперской религии. Иудейская война. |
18.02.2025 | |||
17 | 25.02.2025 | Римская империя | Нерва.
Новые подходы к управлению и наследованию. "Отложенные" наказания
за перевороты. Траян. Завоевание Дакии и победы над Парфией. Максимальное
расширение империи. Монументальная архитектура II века: перестройка исторического ядра Рима. |
18 | 04.03.2025 | Семинар | Искусство ведения войны и политических интриг. "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря, "Иудейская война" Иосифа Флавия. |
19 | 11.03.2025 | Римская империя | Адриан. Полководец, переведший империю в оборону. Путешествия по провинциям. Новая волна строительства в Риме и провинциях. Антонин Пий. Pax Romana как главная забота императорской власти. |
20 | 18.03.2025 | Провинции | Британия. Взаимодействие Рима с кельтской культурой. Управление "фронтирной" провинцией. Подавление восстаний. Развитие военной и мирной инфраструктуры. |
21 | 25.03.2025 | Римская империя | Марк Аврелий и Луций Вер. Философ на троне. Усиление борьбы с германцами. Восстание Авидия Кассия. Коммод. Переход к прямому наследованию и свержение. |
22 | 01.04.2025 | Семинар | Политическое и гражданское в философии: как надо заниматься публичной деятельностью? "Наедине с собой. Размышления" Марка Аврелия, "Нравстенные письма к Луцию", "О Милосердии" Сенеки, "Римская история" Диона Кассия. |
23 | 08.04.2025 | Резерв | Резерв |
24 | 15.04.2025 | Экзамен | Экзамен |
25 | 22.04.2025 | Чаепитие | Чаепитие. Пересдача |
29.04.2025 | |||
06.05.2025 | |||
13.05.2025 | |||
20.05.2025 | |||
27.05.2025 | |||
03.06.2025 | |||
10.06.2025 | |||
17.06.2025 | |||
24.06.2025 | |||
Список используемой и рекомендованной литературы | |||
1 | "Анналы", Публий Корнелий Тацит | ||
2 | "Жизнь двенадцати цезарей", Гай Светоний Транквилл | ||
3 | "Записки о Галльской войне", Гай Юлий Цезарь | ||
4 | "Здесь был Рим", Виктор Сонькин | ||
5 | "К самому себе" Марк Аврелий Антонин | ||
6 | "Как управлять рабами", Джерри Тонер | ||
7 | "Метаморфозы", Публий Овидий Назон | ||
8 | “Нравственные письма к Луцилию”, Луций Анней Сенека | ||
9 | “О милосердии”, Луций Анней Сенека | ||
10 | “О скоротечности жизни”, Луций Анней Сенека | ||
11 | “Римская история. Книги LI – LXIII” Дион Кассий | ||
12 | "Сравнительные жизнеописания", Плутарх | ||
13 | "S.P.Q.R.", Мэри Бирд | ||
14 | Судебные речи Марка Туллия Цицерона |